Когда можно начинать читать
ребёнку книжки? Однозначного ответа на этот вопрос нет. Одни говорят, что с
самого рождения, а другие считают, что начинать чтение книг можно даже во
внутриутробном периоде. Но, одно дело начинать читать, а другое дело, когда ребёнок
начинает воспринимать прочитанное. Воспринимать прочитанное и
интересоваться книгой малыш начинает на втором году жизни. В два года детские
впечатления самые яркие. Нередко они остаются на всю жизнь. Именно поэтому
первую встречу с книгой нужно сделать яркой и запоминающейся. Ведь только в
этом случае малыш заинтересуется данным предметом, а в дальнейшем сделает книгу
желанной спутницей на всю свою жизнь. Сейчас много развивающей литературы для
детей. Есть очень интересные и познавательные книжки для самых маленьких. Это
книжки – игрушки. В них практически нет текста, зато много ярких красочных
картинок. Иногда эти книжки снабжены специальными вставками, которые можно
потрогать, иногда в них находятся движущиеся картонные игрушки. К каждой
картинке есть небольшая подпись. Нужно рассматривать картинки вместе с
ребёнком, давать к ним комментарии, читать тексты, задавать малышу несложные
вопросы. Лучше всего для первого
знакомства с книгой подходят народные потешки. Этими незамысловатыми стишками и
диалогами развлекали детей не одну сотню лет. Чем же они ценны сегодня?
Во-первых, многие стишки малыш слышал от мамы или бабушки, а встреча со
знакомыми вещами всегда вызывает восторг у детей. Во-вторых, в текстах потешек
много знакомых слов. «Киса», «зайка», «петя» именно так называли животных во
время общения с ним близкие люди. То есть, читая небольшой текст потешки,
ребёнок уже знает, о чём идёт речь. И, наконец, в-третьих, потешки построены в
форме диалога, в данном случае незамысловатого разговора автора и персонажа, в
них много повторов что опять-таки близко к общению родителей с малышом. С
логопедической точки зрения потешки, насыщенные большим количеством ударных
рифм, как никакие другие стихи, способствуют развитию фонематического слуха и
чувства ритма. Благодаря рифмовкам потешки быстро запоминаются, что
способствует не только развитию памяти, но и помогает закреплению
грамматических форм. Потешки помогают развивать речь малыша. На третьем году жизни книга
прочно входит в жизнь малыша. Она по-прежнему должна быть больше похожа на
игрушку, ведь она должна развивать интерес ребёнка к слушанию. Это может быть
книжка-панорама или книжка-раскладушка, но неизменным её атрибутом должно быть
наличие ярких и красочных картинок. Любовь к чтению прививается именно в этом
возрасте, а начинается всё с интереса к слушанию. В этот период жизни от
потешек нужно перейти к другим образцам устного народного творчества. Этим
образцом становятся сказки. Очень интересны и полезны в этом плане стихотворные
сказки К.И.Чуковского. Это «Мойдодыр», «Айболит», «Федорино горе»,
«Муха-цокотуха», «Телефон». В этот список можно внести стихи С.Я.Маршака,
например, «Дама сдавала багаж», «Вот какой рассеянный». Дети, вообще, любят
слушать стихи и быстро их запоминают. Это очень полезно, так как воспитывает
чувство рифмы, привлекает внимание к звучанию слов, помогают усваивать
грамматические формы, формируют художественный вкус и чувство слов. Когда Вашему малышу исполнится
четыре года, он уже знает много сказок, а самые любимые может пересказать.
Конечно, всё это не происходит само собой. Знать и пересказывать сказки он
будет только в том случае, если в предыдущие годы жизни ему эти сказки читали,
беседовали с ним о прочитанном, задавали несложные вопросы по текстам. Пересказ
вообще изначально формируется, как серия ответов на поставленные вопросы. Далее
можно предложить малышу совместный пересказ: взрослый начинает предложение, а
ребёнок его заканчивает. В этом возрасте детям доступны для пересказа такие
сказки, как «Колобок». «Маша и медведь», «Волк и лиса», «Три поросёнка»,
«Репка». Перечень можно продолжить целым рядом несложных, но поучительных
сказок, которые не только дают возможность развивать речь ребёнка, но и
формируют его мировоззрение. Важно выбрать момент для знакомства со сказкой.Знакомство ребёнка со сказкой у каждого начинается в разный период . Но наступает он тогда, когда сказка понятна
и интересна ребёнку. Если начать знакомство со сказкой слишком рано, то сказка
будет непонятна малышу. Если опоздать со знакомством, то она станет
неинтересна. И в одном, и другом случае желаемый результат не будет достигнут.
Не менее важным является и подбор сказок для чтения. Сложные сказки с
замысловатым фантастическим сюжетом не доступны пониманию ребёнка четырёх лет.
А слишком простые сюжеты, вроде «Колобка» уже слишком примитивны для него.
Можно читать и сказки зарубежных авторов, но свои родные всё-таки остаются
более понятными. А вот сказки о животных понятны всем детям, независимо от
страны их происхождения. Ребёнку пять лет. Это возраст,
который приближает его к школе. Ещё год, и он перейдёт в подготовительную
группу. А там и первый класс не за горами. Основным признаком ребёнка
подготовительной группы является растущий познавательный интерес.
Соответствовать этому интересу должен и круг чтения пятилеток. В этом возрасте
имеет смысл познакомить детей с новым жанром литературных произведений. Это
рассказ. Круг чтения пятилеток неимоверно широк. Это рассказы русских
писателей: К.Д.Ушинского, Л.Н.Толстого, А.П. Чехова, рассказы советских детских
писателей: Н.Сладкова. В.Бианки. Любимые всеми детьми стихи К.Чуковского,
С.Маршака, А.Барто, успешно дополняются весёлыми стихами Б.Заходера и В.
Маяковского. Можно читать детям и стихи о природе русских поэтов-классиков:
А.С.Пушкина, А.Н.Майкова, Ф.И. Тютчева. Чтение разнообразной литературы способствует
формированию читательских интересов, а вот развитие любви к чтению хорошо
стимулирует чтение книг большого объёма. Начатое сегодня чтение такого
произведения продолжается несколько дней. Такое чтение, например, на ночь перед
сном, может стать хорошей семейноё традицией. А вот смотреть телевизор детям
нужно как можно меньше. Да и выбор программ для просмотра должен быть строго
определённым. Предыдущая страница Главная страница Следующая
страница |