ГЛАВНАЯ | РЕГИСТРАЦИЯ | ВХОД |

Меню сайта
Категории раздела
Немного мистики... [0]
Нарушения детской речи [0]
В помощь логопеду [65]
Постановка звуков. Дидактический материал. [38]
Мамочкам о детках [0]
Проблемы взрослых [0]
Истории о детях [0]
Увлекательная астрология [0]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » В помощь логопеду

Работа по коррекции слоговой структуры слова (младший дошкольный возраст)

Если у ребенка выработался определенный уровень восприятия фонем и навыков произношения, то есть сформировалась фонетико-фонематическая база, можно начинать коррекцию слоговой структуры слова.

Работа по коррекции слоговой структуры слова начинается с упражнений со словами, в которых ребенок все звуки произносит правильно. От занятия к занятию речевой материал усложняется. От упражнений со слогами переходят к упражнению со словами, затем к небольшим стихам и мини-рассказам. В ходе работы по коррекции слоговой структуры слова разнообразнее становятся не только упражнения, но и звуковое сочетание используемых слов. В самом начале словесная палитра разнообразится звуками раннего онтогенеза, потом свистящими, шипящими, звуком Р и в завершение, различными их комбинациями. На этапе, когда формируется слоговая структура всего речевого материала, ребенок проговаривает его отраженно, повторяя за взрослым. Затем он воспроизводит выученные наизусть стихи, рассказы, скороговорки. На завершающем этапе навыки воспроизведения структуры слова по слогам в самостоятельной речи окончательно автоматизируются. Ребенку предлагается выполнение упражнений по составлению предложений, диалогов на заданную тему, рассказов и т.д.

Вспомогательными средствами на занятиях с целью усвоения структуры слогового построения может стать применение как зрительных, так и жестовых символов, звуков. Если ребенку трудно произнести слоговый состав, то каждое слово озвучивается медленно, каждый слог раздельно, одновременно отклепывая его от слогового контура. Перед каждым послоговым проговариванием уточняется его значение. Параллельно с многократным повторением слогового состава слова закрепляется его значение. С этой целью слово вставляется в состав различных предложений до той поры, пока ребенком не будет усвоена его семантика и слоговый состав. Часто логопеды, работая с детьми, главным считают преодоление недостатков звукопроизношения, и не придают значения развитию структуры слогового построения слова. Это ведет к тому, что единицей произношения становится звук, а не слог. Такой подход противоречит природному процессу речевого развития, в связи с этим особо важным становится правильное соотношение развития звукового произношения с овладением структурой слогового построения слова.

Нельзя не учитывать при этом уровень индивидуального речевого развития каждого ребенка и разновидность речевой патологии. У полиморфной дислалии, дизартрии, алалии, детской афазии, ринолалии различная структура   дефекта. К примеру, у детей с алалией развитие системы речевой фонематики зависит от словарного запаса. Обогащение словаря положительно влияет на состояние системы фонематики алалика. Новые слова постоянно тренируют её и предъявляют к ней все более высокие требования, которые становятся все более сложными в результате структуры слогового построения слов и усложняющегося характера звуков в составе этих слов. Разными путями формируется фонетическая система речи у детей – логопатов. Одним трудно дается в основном звуковое произнесение при сохраненной структуре слогового построения слов. Другим трудно дается не только усвоение звуков, но и слоговой структуры слова. Обычно эти группы обладают разным уровнем недоразвития лексико - грамматического запаса и фонетического компонента речи. Коррекция нарушений должна состоять не только из занятий на развитие речеслухового восприятия, но и упражнений на освоение речедвигательных навыков. Эта работа делится на несколько этапов:

I. Подготовительный этап.

Его целью является подготовка ребенка к дальнейшему усвоению построения ритмической структуры разных слов.

II. Собственно коррекционный этап.

Его целью является проведение непосредственной коррекции дефектов в слоговой структуре слов у каждого малыша.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

1. Работа на невербальном материале, материале неречевых звуков.

2. Работа над усвоением ритма:

• Сколько на кубике точек, столько раз надо хлопнуть в ладоши.

• Подать карточку с соответствующей цифрой, сосчитав количество хлопков в ладоши. Вначале предлагается ритм простой, а потом усложненный.

• Сравнение ритмов !-!!, !!-!1-1.

• Определение ритма и соотнесение его с ритмическим рисунком, изображенным символами.

• Воспроизведение ритма по образцу логопеда, по указанному рисованному образу.

• Упражнения, в которых для акцента на ритмическом рисунке используется ударение: !!!, !!!!.

• Воспроизведение ритма ребенком в произвольной форме с последующей записью символами ритмического рисунка.

• Задание на повторение - долгих звуков (дудки, губной гармошки - символ «-»),- коротких звуков (барабана, бубна — символ «+»), - рисунок ритма может быть следующим: —++, ++-+— и т.д.3

. Развитие под ритмичную музыку координации общих движений с помощью: - маршировки, - легкого бега, - ходьбы.

4. Задания на развитие динамики адекватно координированного действия рук: - повторение показанных движений или их выполнение в соответствии со словесной инструкцией, под счёт: - кулак - ребро, - кулак - ребро – ладонь

.5. Задания на динамическое развитие реципрокной координации рук: - обеими руками одновременное выполнение движений (кулак правой руки — ребро левой руки и т.д.),6. Упражнения с помощью графического изображения на переключение (продолжи строчку): О+О+О.., -/-/-/…

РАБОТА НА ВЕРБАЛЬНОМ МАТЕРИАЛЕ

Игровые занятия и упражнения, которые формируют такие представления о времени и пространстве как «начало – середина», «конец – перед», «первый – последний».Усвоение этих понятий очень важно для освоения ребенком последовательности произношения звуко-слогового ряда и наполняемости слов звуками, как в простой, так и сложной слоговой структуре. Чтобы познакомить детей с звуко - слоговым рядом рекомендуется проведение дидактических игровых ситуаций, в которых уместно использовать, к примеру, русскую народную сказку «Репка». Разговор с ребенком поможет определить наличие в его пассиве и активе сочетание понятий «первый - последний», «начало - середина - конец» и т.д. Если у ребенка наблюдается недостаточное речевое развитие, этот вид работы не доступен. Поэтому подготовительная работа с детьми младшего дошкольного возраста должна начинаться с упражнений, которые помогают развивать слуховое восприятие, способствуют формированию умения прислушиваться к речи взрослого, учат выполнять элементарные инструкции, задания. В процессе занятий рекомендуется знакомить детей с музыкальными инструментами, учить, не глядя, а? только слушая, узнавать музыкальные игрушки. Для начала пассивный, а потом и активный словарь пополняется такими понятиями как «тихо — громко». Таким способом дети учатся различать звуки по силе звучания. Этот процесс позволяет научить детей различать громкую разговорную и речь шепотом, прислушиваться к речи взрослого, правильно выполнять инструкции, произнесенные шёпотом.

Работая с дошкольниками младшего возраста, можно организовывать игровые занятия на развитие умения подражать. Для этого используются игры, сопровождающиеся диалогом, простейшие упражнения на формирование динамики адекватно координированного действия рук. Помимо этого детям даются задания на выполнение действий с использованием музыкальных игрушек. На данном этапе формирование звукопроизношения не является единственной задачей. Оно тесным образом увязывается с усвоением слов с разной структурой слогового построения. В этот период детей приучают к неосознанному разделению слов на слоги, проговариванию слова по слогам. Похлопывание с соблюдением ритма сопровождает воспроизведение каждого слова. Отрабатывается произношение прямых одинаковых слогов или имеющих разные звуки, закрытых и обратных слогов. У детей происходит последовательное формирование активного отношения к языковой деятельности. Главным моментом в этот период обучения становится специально организованная игра с конкретной учебно-речевой задачей.

Предыдущая страница  Главная страница  Следующая страница
Категория: В помощь логопеду | Добавил: santafox (28.05.2012) E W
Просмотров: 1797 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Друзья сайта
Логопедический сайт «Болтунишка»: нормы развития речи, дефекты речи, упражнения для развития речи, мнемотаблицы. SEO sprint - максимальная раскрутка сайтов! Все о детях – портал для родителей и детей.  Ути-пути! Киевский семейный портал: все для детей и родителей! Наши невнимательные гиперактивные дети Карапузик! Сайт для родителей. Все о детях до года. Папашины заметки Карапузина.Все для детей и любящих родителей Детские видеоклипы, развивающие мультфильмы, песни из мультфильмов, онлайн игры, gif-анимация, видео-аудио открытки Журнал для родителей «Чудо» Мамина азбука

Счетчик тИЦ и PR
Copyright MyCorp © 2017