ГЛАВНАЯ | РЕГИСТРАЦИЯ | ВХОД |

Меню сайта
Категории раздела
Немного мистики... [0]
Нарушения детской речи [0]
В помощь логопеду [65]
Постановка звуков. Дидактический материал. [38]
Мамочкам о детках [0]
Проблемы взрослых [0]
Истории о детях [0]
Увлекательная астрология [0]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » В помощь логопеду

Методика развития фонематического слуха

Методика развития фонематического слуха состоит из 6 этапов.

Первый шаг: помогаем ребенку определять неречевые звуки.
 С первых дней жизни малыш может различать на слух неречевые звучания и их направление. Обратите внимание ребенка на звуки за окном, и предложите их послушать. Если он не может определить их источник – помогите ему в этом. Спросите его:
 что шумит? (деревья)
 кто поет? (птички)
 что гудит? (машина)
 кто так громко кричит? (девочка) и т.д.
 Игра "Громкие подсказки"
Помогает малышу определять интенсивность звучания.
 Кто-то из родителей прячет игрушку, которую необходимо найти малышу. Задача ребенка - отыскать эту игрушку, ориентируясь на хлопки в ладошки (удар в барабан, стук по столу и т.д.). Когда малыш приближается к цели (к месту, где спрятана игрушка), то хлопки становятся громче, если отдаляется, то утихают. Потом следует поменяться с ребенком ролями, чтобы он мог регулировать и создавать нужную мощность звука, ориентируясь в громкости звучания.
 Игра "Узнай, что звучит?"
 Помогает малышу определять предметы звучания.
 Взрослый расставляет на плоской поверхности (на столе, тумбочке) несколькопредметов (часы, стеклянный стакан, игрушечный барабан, небольшой фонтанчик). Нужно предложить ребёнку послушать все предметы и запомнить, как звучит каждый. Далее, закрывает предметы полотенцем и просит малыша отгадать, какой из предметов сейчас звучит (звенит, тикает, гремит).
 Можно усложнить игру, увеличив количество предметов или поменяв их местами. Предметы обихода (газета, стул, вентилятор и т.д.) также могут быть использованы в игре (шуршание газетой, жужжание вентилятора).
 Второй шаг: помогаем ребенку различать слова, звуки, фразы по силе, тембру и высоте голоса.
 Игра "Кто позвал?"
 Идеальное время для игры  - тогда, когда вся семья в сборе. Ребенку нужно встать ко всем спиной, а кому-нибудь из домочадцев громко называть его имя. Малышу необходимо по голосу узнать, кто это был, и подойти к тому человеку.
 Игра "Далеко-близко"
 Взрослый произносит разные звуки, то громче, то тише. Если звуки громкие, это значит, что предмет находится близко, или он большой, если же тихие, то далеко и предмет маленький. Задача ребенка – различать громкость издаваемых звуков (далеко ли находится пароход? дудочка большая, или маленькая?).
 Игра "Три медведя"
 Для этой игры взрослому нужно менять высоту своего голоса, подражая голосам медведей из сказки «Маша и медведи». Задача ребенка - отгадать, кто же из мишек говорит в данный момент. Мишутка (высокий и чуть писклявый голосок), Михаил Иванович (низкий, грубый голос), Анастасия Петровна (средней высотой голос). Держите перед малышом картинки с этими персонажами, чтобы он показывал на нужное изображение, если забудет имена. Когда ребенок научиться различать фразы по высоте звучания усложните задание, попросив его произнести реплику за медвежонка, медведицу или медведя, меняя по высоте голос.
 Игра "Мама и детеныш"
 На столе перед ребенком лежат картинки с изображением различных домашних животных и их детенышей – лошадки и жеребенка, козы и козленка, коровы и теленка и т.д. Взрослый должен подражать звукам, которое издает то или иное животное то высоким (жеребенок), то низким (лошадка) голосом. Ребенок должен сориентироваться по высоте и качеству звука и выбрать соответствующее изображение.
 Третий шаг: помогаем ребенку различать слова, близкие по звучанию.
 Игра "Верно-неверно"
 В этой игре нужно показать малышу картинку и четко и громко назвать, что на ней изображено. Объясните ему, что вы будете называть это слово, то правильно, то неправильно, и он должен хлопнуть в ладоши, когда слово будет сказано неверно.
 Например, на картинке изображен пароход, взрослый говорит вслух: «Пароход». Затем говорит: «Вароход – гароход –пароход - пагоход». Ребенок должен хлопать, когда услышит, что слово произнесено неверно. Вначале стоит давать слова, легкие по своему звуковому составу, затем слова сложнее.
 Игра "Слушай и выбирай"
 Взрослый выкладывает перед малышом картинки с изображением предметов с близкими по звучанию названиями. Например:
 сук, сок
 сом, дом, лом
 лак, бак, рак
 коса, коса
 рак, мак, лак, бак
 мышка, миска, мишка.
 Затем, называет 2-3 слова в определенном порядке, и малыш отбирает соответствующие картинки, расставляя их в указанной последовательности.
 Игра "Доскажи словечко"
 Для игры нужно прочитать вслух стишок, а малыш должен договорить последнее, подходящее по рифме и смыслу слово:
 На ветке не птичка -
 Зверек-невеличка,
 Мех теплый, как грелка.
 Зовут его... (белка).
 
 Ты не бойся - это гусь,
 Я сама его... (боюсь).
 
 Грязнулю всегда
 Выручает... (вода).
 Четвертый шаг: помогаем ребенку различать слоги.
 К четвертому шагу малыш уже подготовлен к тому, чтобы учиться отличать слоги друг от друга. Самыми легкими для произнесения ребенком звуками являются: б, п, н, в, ф, поэтому лучше сначала различать слоги с комбинаций, которые начинаются именно с этих звуков. Например, вы проговариваете несколько слогов подряд и меняете последний. Малыш должен сказать, что лишнее (ба-ба-ба-па). Можно и усложнить игру, вводя неправильные слоги в середину или начало, меняя гласны буквы (по-по-па-по, го- га-го-го).
 Игра "Одинаковые или разные"
 Взрослый шепчет на ушко малышу слог, который тот повторяет вслух. После этого на ушко произносится тот же или противоположный слог. Малыш должен отгадать, одинаковы ли произнесенные слоги или различны. Подбирать слоги стоит такие, которые ребенок может повторить правильно. Такая игра помогает ребенку различать разные звуки, произнесенные шепотом, что хорошо тренирует анализатор слуха.
 Игра "Чистоговорки"
 Игра заключается в том, что взрослый произносит начало фразы, а ребенок произносит последний слог. Например:
 Те-де-те - сядем в темно... (те).
 Бе-би-ба - у дороги два стол... (ба).
 Де-де-ти - на Луну ле... (ти).
 Лу-ля-лю - лук зеленый я по... (лю).
 Зу-зе-за - уходи домой, ко... (за).
 Постепенно, в течение четвертой ступени, малыш должен уметь различать все из оппозиционных звуков: шипящие и свистящие, глухие и звонкие, взрывные и фрикативные, мягкие и твердые.
 Пятый шаг: помогаем ребенку различать фонемы.
 На пятой ступени малыш учится различать звуки языка (фонемы). Начать изучение фонем стоит с различения гласных.
 Игра "Угадай, кто поет?"
 Перед малышом различные картинки с изображением младенца, ветра и птички. Взрослый говорит: " Ветер воет: у-у-у-у", "Ребенок плачет: а-а-а", "Птичка поет: и-и-и". Затем просит ребенка поднять картинку, которая соответствует произнесенному звуку.
 Аналогично осваиваются согласные звуки.
 Игра "Заблудился звук"
 Малыш должен выбрать из списка слово, неподходящее по смыслу, подобрав вместо него нужное:
 Мама с бочками (дочками) пошла
 По дороге вдоль села.
 Мишка плачет и ревет:
 Просит пчел, чтоб дали лед (мед).
 Шестой шаг: помогаем ребенку слушать и анализировать.
 На последней ступени развития фонематического слуха, необходимо научить малыша делить на слоги слова, определять их количество, «отстукивать» ритмический рисунок двухсложных и трехсложных слов.
 Игра "Слитные звуки"
 На этой стадии ребенок может определить количество гласных звуков (до трех звуков: оуи, аэа, оио) в слитном произнесении. Разложите перед ребенком палочки или спички. Его задача отложить столько палочек на столе, сколько он услышал звуков.
 Игра "Становитесь буквы по порядку"
 На столе лежат карточки с буквами. Взрослому необходимо произнести сочетания из гласных, сначала по два: иа, ау, ои, затем – по три звука: оуа, аеи, иеа. Задача ребенка – разложить буквы в произнесенном порядке.
 После разбора гласных звуков, следует перейти к анализу согласных. Сначала стоит научить ребенка выделять в слове последний несогласный звук, который обязательно оканчивается на к или т.
 Игра "Последний звук"
 Разложите перед ребенком карточки с изображением предметов. Задача малыша – произнести вслух то, что изображено, выделяя последний звук более сильно.
 Игра " Отыщи звук, отыщи слово "
 Прочитайте ребенку стишок, в котором последнее слово зарифмовано, но не соответствует общему смыслу. Малыш должен исправить его и закончить предложение словом более подходящим, определив, какая буква была пропущена. При быстром выполнении задания, можете спросить, где именно ее пропустили: в середине, в конце, или в начале слова.
 Нам темно. Мы просим папу
 Нам включить поярче ла...пу (лампу).
 На арену вышли ...игры (тигры),
 Мы от страха все притихли.
 Землю роет старый к...от (крот),
 Под землею он живет.
Главная страница  Следующая страница
Категория: В помощь логопеду | Добавил: santafox (29.01.2012) E W
Просмотров: 3105 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Друзья сайта
Логопедический сайт «Болтунишка»: нормы развития речи, дефекты речи, упражнения для развития речи, мнемотаблицы. SEO sprint - максимальная раскрутка сайтов! Все о детях – портал для родителей и детей.  Ути-пути! Киевский семейный портал: все для детей и родителей! Наши невнимательные гиперактивные дети Карапузик! Сайт для родителей. Все о детях до года. Папашины заметки Карапузина.Все для детей и любящих родителей Детские видеоклипы, развивающие мультфильмы, песни из мультфильмов, онлайн игры, gif-анимация, видео-аудио открытки Журнал для родителей «Чудо» Мамина азбука

Счетчик тИЦ и PR
Copyright MyCorp © 2017