ГЛАВНАЯ | РЕГИСТРАЦИЯ | ВХОД |

Меню сайта
Категории раздела
Немного мистики... [0]
Нарушения детской речи [0]
В помощь логопеду [65]
Постановка звуков. Дидактический материал. [38]
Мамочкам о детках [0]
Проблемы взрослых [0]
Истории о детях [0]
Увлекательная астрология [0]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » В помощь логопеду

Комплекс артикуляционных упражнений

Артикуляционные упражнения для губ

 

Улыбка: губки улыбаются, верхние зубы могу быть видны, а могут быть и не видны (возможны оба варианта)

Хоботок: губы вытягиваются вперёд длинной трубочкой, как хоботок у слоника

Заборчик: губы улыбаются, зубы сомкнуты в естественном прикусе

Улыбка-Хоботок: чередование положений губ ( сначала ребёнок улыбается, а потом делается губы хоботком)

Пятачок: вытянуть губы трубочкой и вращать их вправо, влево, по кругу

Окошко: открыть рот, держать его открытым 5-7 секунд, закрыть, затем снова открыть на 5-7 секунд и снова закрыть

Рыбки разговаривают: сильно втянув щёки внутрь, резко открыть рот. Должен получиться звук, как при поцелуе

Недовольная лошадка: губы сделать трубочкой и выдыхать поток воздуха, пока не раздастся характерно фырканье

 

Артикуляционные упражнения для щёк

 

Играем с щёчками: покусываем, похлопываем, растираем щёки

Сытый хомячок: надувать обе щеки одновременно, а затем поочерёдно

Голодный хомячок: втянуть щёки одновременно, затем поочерёдно

 

Артикуляционные упражнения для нижней челюсти

 

Жуём: имитируем жевание с закрытым и открытым ртом

Обезьяна: челюсть опущена вниз, язык тянется к подбородку

Злой лев: движения, как и при "Обезьяне”, добавляется резкое произнесение звуков А и Э

Победим ладони: руки локтями прижаты к столу, ладони сложены одна на другую. Сильно упереться подбородком в ладони, затем открыть рот и давить подбородком на ладони

Поиграем с рукой: взрослый кладёт свою руку на затылок ребёнка, ребёнок откидывает голову и одновременно открывает рот, пытаясь преодолеть сопротивление руки взрослого

Дразнилки: открывая рот, на выдохе шёпотом произносить А, Я, О, Ё, И; Призносить с голосом на выдохе: АЭ, АЕ, АИ, ИА, ОЯ, АИО, ИЭА

Для тренировки нижней челюсти полезно произносить поговорки, скороговорки, стихи, насыщенные гласными звуками.

 

Артикуляционные упражнения для мышц глотки и мягкого нёба

 

Зевнём: имитировать зевание с открытым и открытым ртом

Кашляем: сжать кулаки, кашлять с открытым ртом и высунутым языком

Играем с щеками: надуваем щёки с зажатым носом

Буквы: не спеша произносить К, Г, Т, Д

Подражаем: имитировать стон, мычанье, свист

Запрокинем голову: -рука взрослого на затылке ребёнка, малыш запрокидывает голову, пытаясь преодолеть сопротивление;

-рука взрослого на лбу ребёнка, малыш опускает голову, пытаясь преодолеть сопротивление;

Победим язычок: ребёнок высовывает язык изо рта к подбородку, взрослый пытается удержать язык вне рта, а ребёнок засовывает язык в рот, пытаясь преодолеть сопротивленье

ИА: малыш высовывает язык, взрослый придерживает кончик языка рукой, в таком положении языка ребёнок произносит звуки И-А (между И и А пауза)

 

Артикуляционные упражнения для свистящих звуков: С, З, Ц

 

Для правильного произношения свистящих звуков требуется умение ребёнка создавать сильную воздушную струю, направленную посередине языка, способность расслаблять мышцы языка и удерживать их в таком положении, а также тонкие дифференцированные движения языка, губ, нижней челюсти.

 

Заборчик: губы улыбаются, зубы сомкнуты в естественном прикусе

Улыбка: губки улыбаются, верхние зубы могу быть видны, а могут быть и не видны (возможны оба варианта)

Накажем непослушный язычок: положить широкий язык на нижнюю губу и, пошлёпывая язычок губами, произносить: пя-пя-пя

Красим нижний забор: губы в улыбке, кончиком языка гладим нижние зубы движениями вверх-вниз

Приклеим язычок: губы в улыбке, кончик языка прижат к нижним зубам с внутренней стороны

Колокольчик: положить ладонь к гортани, попеременно произнося С-З

 

Дыхательные упражнения:

Кто дальше загонит мяч: губы в улыбке, широкий передний край языка лежит на нижней губе, произносится длительная Ф, вата сдувается на край стола

Загнать мяч в ворота: сделать упражнение "Трубочка” и дуть на ватный шарик, задуть его между двумя кубиками

 

Артикуляционные упражнения для шипящих звуков: Ш, Ч, Щ

 

Для правильного произношения свистящих звуков требуется умение ребёнка создавать сильную воздушную струю, направленную посередине языка, способность расслаблять мышцы языка и удерживать их в таком положении, а также тонкие дифференцированные движения языка вверх к передней челюсти в форме ковша, губ, нижней челюсти.

 

Накажем непослушный язычок: положить широкий язык на нижнюю губу и, пошлёпывая язычок губами, произносить: пя-пя-пя

Вкусное варенье: улыбнуться, широким языком облизывать верхнюю и нижнюю губу, не убирая языка в рот

Грибок: улыбнуться, присосать язык к нёбу, открыть рот, не отпуская языка

Дудочка: напрячь губы и вытянуть их вперёд

Качели: положение губ, как при артикуляции звука А, кончиком языка попеременно дотрагиваться до верхней и нижней губы

Лопатка: рот приоткрыт, расслабленный язык положить на нижнюю губу

Красим верхний заборчик:  губы в улыбке, кончиком языка гладим верхние зубы движениями вверх-вниз

Красим потолок: рот открыт, кончик языка двигается по твёрдому нёбу вперёд и назад

Болтушка: рот открыт, кончик языка касается верхней губы движениями вперёд-назад

Гармошка: губы в улыбке, язык присосать к нёбу, и не отпуская языка, закрывать и открывать рот. Губы находятся в улыбке. С каждым разом открывать рот шире и шире.

 

Артикуляционные упражнения для произношения звука Л

 

Для правильного произношения звука Л требуется сформировать у ребёнка умение направлять плавную воздушную струю воздуха по бокам языка и легко менять положение языка, подъём спинки языка вверх, умение делать язык ковшиком за верхними зубами, при этом, улыбаясь.

 

Окошко: открыть рот, держать его открытым 5-7 секунд, закрыть, затем снова открыть на 5-7 секунд и снова закрыть

Вкусное варенье: улыбнуться, широким языком облизывать верхнюю и нижнюю губу, не убирая языка в рот

Качели: положение губ, как при артикуляции звука А, кончиком языка попеременно дотрагиваться до верхней и нижней губы

Лопатка: рот приоткрыт, расслабленный язык положить на нижнюю губу

Красим верхний заборчик:  губы в улыбке, кончиком языка гладим верхние зубы движениями вверх-вниз

Красим потолок: рот открыт, кончик языка двигается по твёрдому нёбу вперёд и назад

Болтушка>: рот открыт, кончик языка касается верхней губы движениями вперёд-назад

Иголочка: открыть рот и кончик языка поднять вверх к альвеолам (бугорок за верхними зубами)

Пароход гудит: губы в улыбке, зубы сомкнуты, произносим звук Ы

Индюк: рот приоткрыт. Язык лежит на верхней губе, передний широкий край языка делает движения по верхней губе вперёд-назад, поглаживая её. На первых порах движения медленные и без голоса, затем убыстряются и прибавляется голос. Должно получиться что-то вроде бл-бл-бл

 

Артикуляционные упражнения для произношения звука Р

 

Для правильного произношения звука Р требуется умение ребёнка поднимать язык вверх и управлять им, плавная воздушная струя.

 

Вкусное варенье: улыбнуться, широким языком облизывать верхнюю и нижнюю губу, не убирая языка в рот

Качели: положение губ, как при артикуляции звука А, кончиком языка попеременно дотрагиваться до верхней и нижней губы

Лопатка: рот приоткрыт, расслабленный язык положить на нижнюю губу

Индюк: рот приоткрыт. Язык лежит на верхней губе, передний широкий край языка делает движения по верхней губе вперёд-назад, поглаживая её. На первых порах движения медленные и без голоса, затем убыстряются, и прибавляется голос. Должно получиться что-то вроде бл-бл-бл

Чьи зубы чище: приоткрыть рот, губы в улыбке и движениями из стороны в сторону почистить с внутренней стороны верхние зубы

Барабанщик: рот приоткрыт, губы в улыбке, кончик языка стучит за верхними зубами, ребёнок произносит Д-Д-Д. сначала в медленном темпе, затем темп убыстряется

Красим верхний заборчик:  губы в улыбке, кончиком языка гладим верхние зубы движениями вверх-вниз

Красим потолок: рот открыт, кончик языка двигается по твёрдому нёбу вперёд и назад

Подобный комплекс артикуляционной гимнастики способствует развитию артикуляционной моторики и ускорит процесс постановки, автоматизации звуков.

 

Предыдущая страница  Главная страница  Следующая страница
Категория: В помощь логопеду | Добавил: santafox (16.02.2012) E W
Просмотров: 4231 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 1
1  
Спасибо автору статьи, очень своевременная. Хоть я и не логопед, но мне она очень помогла. Мой внук до 2, 5 лет вообще не говорил ничего, теперь наверстываем упущенное. И такой вариант развития речи понравился всем, внуку, мне, дочери, все проходит в игровой форме, как бы между делом.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Друзья сайта
Логопедический сайт «Болтунишка»: нормы развития речи, дефекты речи, упражнения для развития речи, мнемотаблицы. SEO sprint - максимальная раскрутка сайтов! Все о детях – портал для родителей и детей.  Ути-пути! Киевский семейный портал: все для детей и родителей! Наши невнимательные гиперактивные дети Карапузик! Сайт для родителей. Все о детях до года. Папашины заметки Карапузина.Все для детей и любящих родителей Детские видеоклипы, развивающие мультфильмы, песни из мультфильмов, онлайн игры, gif-анимация, видео-аудио открытки Журнал для родителей «Чудо» Мамина азбука

Счетчик тИЦ и PR
Copyright MyCorp © 2017