Подготовительные упражнения при постановке твёрдого звука [Р]: 1. Артикуляционная
гимнастика: -Качели – рот открыт, как при звуке А. Кончиком языка
попеременно касаемся то верхней, то нижней губы; -Маляр – губы в улыбке, рот открыт, широким кончиком языка
погладить нёбо, делая движения вперёд-назад; -Чистим верхние зубки – губы в улыбке, рот приоткрыт,
кончиком языка водим по внутренней части верхних зубов попеременно влево и
вправо; -Считаем верхние зубки – также, как и в предыдущем
упражнении, только кончиком языка водим по каждому зубу вверх и вниз
попеременно. 2. Упражнения для
выработка напора воздуха и эластичности уздечки: -Цоканье – поцокать, как лошадка; -Кучер – пофыркать губами, как кучер; -Открыть рот и на одном выдохе длительно произносить ДДД в
быстром темпе, ритмично. Кончик языка смыкается с альвеолами. Смотреть, чтобы
язык был напряжён. Постановка твёрдого звука [Р]: 1. По подражанию
– сесть перед зеркалом и показать ребёнку, где находятся язык, что делают зубы,
губы в процессе произнесения [Р]. С данным звуком такой способ используется
крайне редко; 2. От [Д]: I этап Открыть рот и на одном выдохе длительно произносить ДДД в
быстром темпе, ритмично. Кончик языка смыкается с альвеолами верхних зубов.
Смотреть, чтобы язык был напряжён. Подсунуть палец под язык и во время такого
произнесения колебательными движениями из стороны в сторону под нижней частью
языка вызывать вибрацию. На палец может быть надета соска. Язык обязательно
должен быть напряжён. В ином случае просто получится звук, напоминающий [Л],
так как язык расслаблен; II этап Уча ребёнка рычать с помощью Вашего пальца, попытайтесь
также научить его рычать с помощью своего пальца. Когда он в совершенстве овладеет этим, то постепенно
пальчик можно отодвигать назад и получится звук [Р]. 3. От [З] и [Ж]. Принцип такой же, как и при постановке от [Д]. Когда
произносим звуки [З] и [Ж], поднимаем язык к альвеолам верхних зубов и на одном
выдохе длительно произносим эти звуки: либо [З], либо [Ж]. Далее пальцем
колеблем из стороны в сторону под нижней частью языка. Дети, у которых не
получается напрягать язык при произнесении ДДД, обычно при постановке [Р] от этих звуков сразу понимают, что значит напрячь язык. Ошибки, которые делает ребёнок при
постановке твёрдого звука [Р]: 1. Отсутствие смычки боковых краёв языка и коренных зубов,
из-за чего язык сужен; 2. Язык прижат не к альвеолам, а опущен, из-за чего струя
воздуха проходит свободно, не вызывая колебаний языка; 3. Слабая воздушная струя. Предыдущая страница Главная страница Следующая страница |