Подготовительные упражнения при
постановкой твёрдого звука [Л]: Улыбка-Хоботок:
чередование положений губ ( сначала ребёнок улыбается, а потом делается губы
хоботком); Окошко: открыть
рот, держать его открытым 5-7 секунд, закрыть, затем снова открыть на 5-7
секунд и снова закрыть; Накажем непослушный язычок: выполняется упражнение "Окошко”,
язык просовывается между зубами, и кончик языка легонько прикусывается 4-5 раз; Пароход гудит:
губы в улыбке, зубы сомкнуты, произносим звук Ы; Вкусное варенье:
улыбнуться, широким языком облизывать верхнюю и нижнюю губу, не убирая языка в
рот; Качели: положение
губ, как при артикуляции звука А, кончиком языка попеременно дотрагиваться до
верхней и нижней губы; КЛЮЧЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ Лопатка: рот
приоткрыт, расслабленный язык положить на нижнюю губу; Ковшик: губы в
улыбке, кончик языка упирается в верхнюю челюсть и имеет форму ковша. Постановка твёрдого звука [Л]: 1) от межзубного [Л]. Это один из самых распространённых
способов, осуществляется в несколько этапов: I этап: попросить ребёнка зажать
кончик языка между зубами и длительно произносить Ы, как будто гудит пароход,
потом резко разжать зубы, при этом язык должен оставаться на нижней челюсти,
должно получиться ЛА, то же самое проделать и с остальными гласными звуками.
Отработать произношение закрытых слогов ЛА, ЛА, ЛУ, ЛЫ на словах (это занимает
обычно 2-3 занятия); II этап: попросить ребёнка перевести
язык за верхние зубы, сделав язык ковшиком. Снова отрабатывать произношение Л в закрытых слогах ЛА, ЛО,
ЛУ, ЛЫ. III этап автоматизация Л: - в словах, предложения, текстах с закрытым слогом; -в слогах со стечением согласных (БЛА, КЛА и т.д.), в
словах, предложениях и текстах; - в обратных слогах (АЛ, ОЛ, УЛ, ЫЛ и т.д.), в словах,
предложениях и текстах. 2) по подражанию – выполнять постановку перед зеркалом с
опорой на зрительно-слуховой и при возможности на тактильно вибрационный
контроль; 3) От гласных: губы в улыбке, ребёнок бьет кончиком языка в верхние
резцы, произнося А, должно получиться ЛА. То же самое проделывается и с другими
гласными: У, Ы, Э, О; Когда автоматизировался твёрдый звук [Л], то мягкий обычно
возникает у ребёнка спонтанно. Если этого не происходит, то просим ребёнка
отвести кончик языка чуть-чуть назад и упереться им в альвеолы. Ошибки, которые делает ребёнок при
постановке твёрдого звука [Л]: 1. Оттягивание языка вглубь рта, из-за чего получается звук
Ы. Это бывает при постановке звука от межзубного [Л]. Ребёнку следует
объяснить, что, когда он разжимает зубы, то язык следует оставлять на месте. 2. Если язык не упирается в зубы, то смычка отсутствует, и
звук исчезает. 3. Неправильное положение губ, из-за которого получается
звук [В]. На этапе постановки губы следует удерживать в улыбке зондом или
пальцами. 4. Форсированный (участие щёк, звук [Ф]) или носовой выдох
(звук [Н]). Обращается внимание ребёнка на плавную воздушную струю с участием
голоса и медленный ротовой выдох. Объясняется, что воздушная струя плавная,
чуть тёплая, устойчивая, при этом, важен тактильный контроль. Предыдущая страница Главная страница Следующая
страница |